Вопросоответы: Византийская философия / Владимир Цветкович

Мы продолжаем собирать экспертные мнения о византийской философии.
Что такое византийская философия? Как она связана с теологией? Что такое практическая философия и почему исследователи византийской философии всё ещё борются и с философами, и с византинистами за право своей науки существовать?


Существует мнение, что в Византии не было (или почти не было) оригинальной и действительно плодотворной деятельности в области философии. Вы согласны с этим? И если все же такая деятельность была, можно ли описать ее специфику?

Я совершенно не согласен с утверждением об отсутствии оригинальности в области философии в византийскую эпоху. Согласно последней классификации византийской философии, предложенной Кристофом Эрисманом, византийскими философами были не только Отцы Церкви, писавшие на греческом языке, но и те, против кого она была написана, а именно, христианские еретики. Более того, к византийским философам следует отнести и представителей языческих философских школ, таких как неоплатонические школы Афин и Александрии, с которыми христианские философы вели полемику. Философская оригинальность всех этих групп проявлялась не в изобретении каких-то новых философских воззрений, а в оригинальном прочтении предшествующей философской традиции, в основном Платона и Аристотеля. Так, стремясь примирить платоновскую и аристотелевскую традиции, философы-неоплатоники изобрели нечто новое, упомянем лишь неоплатоническую концепцию причастности, недавно разработанную Дмитрием Бирюковым. Подобно неоплатоникам, христианские авторы, начиная с Афанасия Александрийского и Каппадокийцев, Дионисия Ареопагита, Леонтия Византийского, Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина до Григория Паламы, а также их соперники, такие как Аэций, Евномий, Несторий, Иоанн Филопон и Никифор Григора, также были очень оригинальны в использовании предыдущей философской и библейской традиции. Основные философские понятия, такие как бытие, сущность, род, время, космос, движение, причастность, иерархия, Бог, человек, добродетель, знание, мудрость претерпели трансформацию по сравнению с самыми ранними древнегреческими доктринами.

Византийская мысль — философия или богословие? Как вы видите соотношение этих областей применительно к Византии?

Очень трудно провести различие между философией и богословием в Византии, если рассматривать эти термины в современном смысле двух различных академических дисциплин. Для многих византийских мыслителей богословие, как и для Платона и Аристотеля, было частью философии, относящейся исключительно к Богу или богам. Для Григория Нисского философия — это образ жизни, связанный с аскетической практикой, а богословие относится не только к разговору с Богом и о Боге, но и к видению Бога. Максим Исповедник различает практическую философию, которая относится к внутренней самости и аскетической практике, естественную философию, которая является созерцанием творения, и богословскую философию, которая относится только к Богу.

Насколько мысль византийцев отличалась от мысли философов латинского Запада? Можно ли сказать, что эти различия имеют свои корни в особенностях догматических систем?

Очень трудно провести это разделение, потому что речь идет о почти тысячелетии различных событий, не только языковых, доктринальных и канонических, но и социальных, экономических и образовательных. Догматические разногласия были скорее следствием, чем причиной различий между Византией и Западом. Индивидуальные подходы и использование предшествующей философской традиции, а также традиции прочтения Священных текстов, привели к доктринальным разногласиям. Тем не менее, больше общего объединяет авторов, таких как Августин и Григорий Нисский, Дионисий и Боэций, Максим и Эриугена, чем разделяет их, как это происходит с Фомой Аквинским и Григорием Паламой.

Как в Византии соотносились философия как теория и философия как образ жизни? Как сами византийцы понимали значение слова «философия»?

Для большинства византийских авторов философия как образ жизни — обычно отождествляемый с аскетической практикой — была предпосылкой для правильного понимания мира, который рассматривался как одновременно видимая и невидимая природа. Таким образом, тот, кто победил свою страсть, может обрести правильное расположение души к пониманию мира. Созерцание мира приводит к пониманию того, что мир создан и устроен Богом как Благим и Мудрым Творцом. Более того, философия как любовь к мудрости всегда находится в связи с мудростью, понимаемой как Второе Лицо Святой Троицы, и включает в себя как таковой богословский и христологический компонент, как у Максима Исповедника.

Как византийские мыслители сочетали аскетику и видение благости и красоты мира?

У некоторых византийских авторов эти три элемента располагаются в иерархии. Аскетическая духовность как практическая мудрость, или практическая философия, находится на самом низком уровне. Только чувства и рациональные способности, очищенные добродетельной жизнью, могут постичь красоту мира, а красота мира как доброе и мудрое устроение указывает на Бога, понимаемого как Истина в его сущности и Благость в его энергиях.

Каково значение византийской философии для современной культуры: теологии, философии, логики и других областей знания?

К сожалению, византийская философия все еще должна бороться за свой статус независимой дисциплины, который ставится под сомнение как философами, так и византинистами. В то же время ей необходимо противостоять риску быть использованной в идеологических или националистических целях, таких как, например, утверждение эллинской самобытности или интеллектуального превосходства восточного христианства над западным. Если византийская философия устоит перед этими опасностями, тогда можно будет полностью осознать ее культурное значение сначала для людей и народов, разделяющих византийское культурное наследие, в основном греков, славян и арабов, а затем для людей из других регионов, таких как Западная и Северная Европа, Ближний Восток и Северная Африка.

Каких авторов и исследователей византийской философии Вы бы посоветовали читать?

По моему мнению, кульминацией византийской философии стали такие авторы, как Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин, хотя оба они стали врагами византийского государства из-за провозглашаемых ими доктрин. Первый был предан, осужден и сослан византийским государством, а второй избежал гнева Византии во время иконоборческих споров, будучи гражданином халифата.

Поделиться:
Станьте автором

Присылайте свои работы — лучшие из них будут опубликованы в журнале.

Предложить материал
Подпишитесь на новости
Читайте нас в социальных сетях

Чтобы быть в курсе новых публикаций и ничего не пропустить

Читайте также:
Наверх