Вопросоответы: Радикальная ортодоксия / Светлана Коначева

Мы продолжаем публикацию тематических опросников, посвященных актуальным вопросам философии и богословия. 
Что такое «Радикальная ортодоксия» и какое место она занимает в пространстве современного богословия? В чем особенность книги Джона Милбанка «Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума»? Что имеется в виду под возвращением метафизики в современную философию и теологию? И какой, по мнению Светланы Коначевой, должны быть теология в 21 веке?


Что такое проект Радикальная ортодоксия? (Кратко)

«Радикальная Ортодоксия» — движение, объединяющее философов и теологов, для которых характерно стремление деконструировать секуляризм и показать, что христианское святоотеческое и схоластическое наследие сегодня является актуальным  для решения насущных вопросов как в теории, так и на практике.

Началом движения можно считать публикацию в 1990 году работы Джона Милбанка «Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума».  К основным авторам  данного направления можно отнести Г. Уорда, К. Пиксток, К. Каннингема, Д.С. Лонга и других.

Установки авторов «Радикальной Ортодоксии» вырабатываются в критической дискуссии со многими направлениями теологии XX века, отстаивавшими неизбежность и авторитет секулярного осмысления современности. Основная интенция движения – попытка прочитать христианский мир через христианскую традицию.

«Радикальная ортодоксия» — хороший пример правой мысли с левым методом. Перспективен ли такой синтез? Что он может дать правым?

Этот синтез – довольно сложен и по-разному представлен в ранних и поздних работах Милбанка. В «Теологии и социальной теории» Милбанк критикует и либерализм с его безграничным индивидуализмом, и абсолютизм как форму введения в область политики понятия неограниченного господства власти над тем, что ей принадлежит. Позже он покажет, что деление на либералов и консерваторов, ставшее общим местом политической теории, оказывается поверхностным во многих отношениях. Основой критики либерализма в работе «По ту сторону секулярного порядка»  становится социальное бытие человека, представленное семьёй, общиной и профессиональными объединениями, а также Церковью.

Мне кажется, отличительной чертой поздних текстов Милбанка, значимой, как для правого, так и для левого дискурса, оказывается определенный баланс между индивидуальным действием и общественным влиянием. Здесь речь идет не просто о противопоставлении либерализму  консерватизма как учения о приоритете коллективного начала, скорее, формируется своего рода «либеральный консерватизм», признающий перемены, принесенные модерном, и ориентированный на постсовременность. 

Что вы понимаете под возвращением метафизики в современную философию и теологию?

В истории философской мысли второй половины ХХ века существует огромное количество спекуляций относительно «конца метафизики», преодоления метафизики и «преодоления преодоления» как возможности феноменологии заменить онто-теологию, став своего рода metaphysica generalis. В континентальной философии мы обнаруживаем отнюдь не только отказ и преодоление, но и попытки увидеть в метафизике стремление интерпретировать полноту и избыточность бытия. Здесь характерным примером могут служить труды Уильяма Десмонда, который указывает на  двойственный характер «мета» в метафизике: это одновременно  «за пределами» бытия (что подразумевается в вопросе о «почему» бытия) и «посреди» бытия. Такая метафизика осознает, что она всегда начинается in medias res — в середине вещей. В этой середине метафизик встречается  с избытком бытия, что приводит к удивлению и даже растерянности, которые составляют постоянный двигатель метафизической мысли.

Насколько силен сегодня кантианский агностицизм в отношении метафизики, не является ли он призраком ушедшего, но все еще бросающего длинную тень модерна?

Как мне представляется, помимо кантианского агностицизма, для теологической мысли ХХ века, несомненно, значим хайдеггеровский проект преодоления метафизики. Напомню, что, критикуя метафизику за забвение онтологического различия, Хайдеггер не предлагает метафизику отвергнуть, но сделать «шаг назад» – от метафизики к сущности метафизики.

Проект деструкции или преодоления метафизики, предполагает, что мы должны одновременно деконструировать историю философии и продуктивно усвоить традицию: деконструировать ее ограниченные определения, преодолеть ее стремление редуцировать смысл бытия, и одновременно учиться ее истине, которая открывается в разнообразных манифестациях. Подобное преодоление метафизики стало непременным компонентом многих современных проектов в континентальной теологии. Ни один мыслитель, пишущий в феноменологически-герменевтическом ключе, не может вернуться к метафизике, как она была известна до Хайдеггера. Они предлагают свои собственные версии преодоления, замещения или трансформации метафизики, идет ли речь о метафизике «после метафизики» Джона Капуто или о метаксологии Уильяма Десмонда.

Какие подходы вы считаете актуальными для выражения единства красоты, блага и истины?

Теоэстетика, представленная трудами Х.У. фон Бальтазара, Д.Б.Харта, с одной стороны, и Дж.П.Мануссакиса – с другой.

Какие примеры неопатристического синтеза в современной теологии можно найти помимо одноименной концепции прот. Г. Флоровского и идей РО об аутентичности патристического христианства?

Не думаю, что возможно говорить о неопатристическом синтезе вне проекта Флоровского, но, скорее, о диалоге с патристическим наследием, который присутствует и в трудах Бальтазара и Харта, и работах Мариона и Мануссакиса и др. В этом диалоге одним из самых значимых авторов оказывается Григорий Нисский, к трудам которого обращаются практически все обозначенные мыслители.

Какой должна быть теология в 21 веке ?

Вряд ли можно и нужно пытаться очертить какой-то нормативный образ теологии. Это теология, открытая многообразным мыслительным стратегиям, рефлектирующая над методом, стремящаяся соответствовать ситуации, в которой мы обнаруживаем самих себя, ориентированная на фактичный жизненный опыт.   

Поделиться:
Станьте автором

Присылайте свои работы — лучшие из них будут опубликованы в журнале.

Предложить материал
Подпишитесь на новости
Читайте нас в социальных сетях

Чтобы быть в курсе новых публикаций и ничего не пропустить

Читайте также:
Наверх