«Визуальная теоэстетика»

Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика» объявляет о проведении конкурса художественной фотографии на тему «Визуальная теоэстетика»


В XIX и особенно в XX вв. произошел всплеск идей, приведших к отказу от реальности в пользу вымышленных миров, абстракций, развоплощенных образов в искусстве и культуре. Многие художники пренебрегали поверхностью формы, устремляясь «внутрь», «вглубь», всё дальше и дальше от видимого и осязаемого, вследствие чего вещественный мир и человеческое тело стали мыслиться исключительно как «выражение» глубинных значений явления. Но мир дан нам через созерцание, дан в образах, красота которых неразрывно связана с тем, что делает их присутствующими, ощутимыми и чувственно воспринимаемыми, — поверхностью формы.

Этот классический взгляд на мир и искусство получил особое развитие в христианской традиции: воплощение Христа освятило мир, материю и формы, навсегда преодолев разрыв истины и бытия. О важности формы учили святые отцы, например, св. Иоанн Дамаскин подчеркивал: «Ибо, – так как мы состоим из двух частей, составлены из души и тела… то нам невозможно помимо телесного прийти к духовному» (Три слова III.12). Эту тему развивали и современные богословы, например, Х. У. фон Бальтазар писал: «Только нечто оформленное может восхищать и поражать воображение; только из формы выстреливает молния вечной красоты. Бывают моменты, когда внезапно появившийся свет, проявившийся дух затмевает внешнюю форму — и от того, каким образом и в какой мере он это делает, зависит, «чувственная» это красота или «духовная», прелесть или великолепие; без формы человек никогда не испытает восхищения и восторга. Но ведь восторг — это корень христианства. Апостолы восхищены тем, что видят, слышат и трогают, что открывается им в форме; Иоанн (прежде всего, но и другие тоже) снова и снова пишет о том, как во время бесед фигура Иисуса возносится, как в его облике проступает уникальность, как неожиданно и неописуемо пробивается луч абсолютного и бросает человека ниц, делая его верующим и следующим за учителем» (Богословская эстетика. Созерцание формы).

Данным конкурсом мы хотели бы обратить внимание на важность поверхности формы, реактуализировать практики и формы «культуры присутствия» (Х. У. Гумбрехт), освободив их от гегемонии значения и герменевтических практик. 

Условия конкурса

Для участия в конкурсе необходимо
— разместить на своей странице в соцсетях (ВКонтакте, Instagram, Facebook) сделанную вами художественную фотографию, или серию фотографий, в которых бы раскрывалась и показывалась важность поверхности формы, материальности и телесности образов, форм присутствия;
— сопроводить фотографию цитатой из любого источника, осмысляющего значимость поверхности формы, или своим комментарием на эту тему;
— написать, что вы участвуете в конкурсе.
— публикация должна сопровождаться отметкой аккаунта фонда и соответствующим хештегом #теоэстетика_поверхностьформы.

Три фотографии, признанные оценочной комиссией лучшими, получат вознаграждение:

1-е место — 15.000 рублей, книгу Фонда «Теоэстетика»
2-е место — 10.000 рублей, книгу Фонда «Теоэстетика»
3-е место — 5.000 рублей, книгу Фонда «Теоэстетика»

Дедлайн ‒ 1 октября.

Победителя определит жюри, в которое войдут
А. Гагинский (ИФ РАН),
А. Солдатов (МДА),
О. Давыдов (Фонд “Теоэстетика”),
М. Сысоев (Фонд “Теоэстетика”),
Ю. Посашко (Фонд “Теоэстетика”),
Р. Шешенин (Фонд “Теоэстетика”),
И. Сурков (Фонд “Теоэстетика”),
А. Савинов (Фонд “Теоэстетика”).

Полная информация и все условия конкурса в «Положение о конкурсе»

Поделиться:
Наверх