Готовится к изданию

«Византийская философия»

Это фундаментальный труд, предпринятый тогда, когда византийская философия только начинала открываться ученым как нечто ценное само по себе. В своей книге Василий Татакис показывает характер византийской философии как христианской формы греческого сознания, в полной мере используя уникальную возможность проследить развитие мысли «с самого начала, от глубокой древности, с самого Гомера, вплоть до XV века и до наших дней».

Труд Татакиса, ставший классикой, впервые переводится на русский язык.

Об авторе

Философ и историк философии, педагог и переводчик, автор первого научного труда по истории византийской философии. Почетный профессор Фессалоникского университета (1982), лауреат «Премии исторических и социальных наук» Афинской академии наук (1982).

Василий Татакис родился в 31 декабря 1896 года в греческой деревушке Синети, обучался в знаменитой Евангельской гимназии г. Смирны, славившейся высоким уровнем классического образования. После Первой мировой войны В. Татакис поступает на филологическое отделение философского факультета Афинского университета, по окончании которого едет преподавателем на о. Скопелос, а затем на Кипр.
Совмещая деятельность преподавателя и исследователя, свое образование Татакис продолжает в Париже, где посещает лекции в Сорбонне, в Высшей нормальной школе, в Коллеж де Франс и в Школе высших исследований. Там же он пишет дипломную работу о жизни и учении основателя Средней Стои Панетии Родосском, изданную в 1931 г. в серии «Библиотека история философии» издательства J. Vrin и высоко оцененную современниками. Позже Татакис защитит докторскую диссертацию по теории логики в Фессалоникском университете.

Более 20 лет преподает в средних учебных заведениях в разных областях Греции, в послевоенные годы становится лектором Свободного университета в Афинах и затем — профессором Фессалоникского университета, где впоследствии займет позицию декана философского факультета. По признанию самого Татакиса, преподавание было для него «богатым источником духовной радости». Многие годы он работал советником в Управлении начального и среднего образования при Министерстве образования и был членом Высшего образовательного совета. С 1958 по 1968 гг. он был членом Королевского (позже — национального) фонда исследований.

Татакис начинает заниматься византийской философией, когда никаких специальных трудов по этой теме не было. Его знаменитая «Византийской философия» вышла в 1949 году.

Избранная библиография:

Панетий Родосский, основатель Средней Стои. Его жизнь и труды (1931)
Вопросы христианской и византийской философии (1952)
Вклад Каппадокии в христианскую мысль (1960)
Логика (первая часть) (1967)
Сократ. Его жизнь и учение (1970)
Герасим Влахос (1605/7–1685). Философ, теолог, филолог (1973)
Педагогика (1978)
Автобиография (1993)
Сборники статей: «Исследования христианской философии» (1967), «Греческая философия — патристическая и византийская» (1969), «Философские исследования» (1972), «Мышление и свобода» (1974).
Отдельные статьи: «Философия как познание человека», «Взгляды на предназначение философии», «Мышление и свобода», «Мысль и слово у греческих философов», «Общество и личность», «Насколько свободен свободный?», «Феноменология веры», «Мистическая сила души и ее дело».

На русский язык книги Василия Татакиса не переводились.

Цитата

Греция – Рим – Средневековье – Возрождение. Таков маршрут исторического пути, остающийся доныне общепринятым для описания ступеней развития европейской цивилизации. Однако понимание Средневековья, Возрождения, роли славянских и арабских народов в становлении западной цивилизации может во многом обогатиться от знакомства с Византией.

Византия – это единственное государство, где можно проследить шаг за шагом, почти без перерывов, процесс превращения язычника в христианина, начавшийся в первые века нашей эры. Не бессмысленно, а очень важно исследование перехода от античного мира к христианскому, то есть к современному нам миру, — перехода, который… является одним из самых драматических этапов развития западного сознания. Итак, после Рима нужно сделать остановку в Византии.

***

Христианство старается представить систематическим и последовательным образом новую веру, усваивая вместе с тем и эллинскую мысль, как по форме, так и по содержанию, в том случае, если греческая мысль не противоречит вере. Если смотреть на христианство под таким углом зрения, то с самого начала внутри него можно отметить определенное разделение. С самых первых шагов в нем присутствуют два элемента: то, что позже назовут «Западом», и то, что назовут «Востоком»; они отличаются друг от друга своим отношением к эллинизму и пониманием новой веры.

Запад — это произведение латинского ума, Восток — создание ума эллинского. Первый развился в то, что впоследствии получило наименование католицизма, второй — в православие. Православие есть греческое восприятие христианства.

Описание
Темы
Рассылка

Подпишитесь на рассылку и узнайте о наших новых книгах и событиях:

Приглашаем к сотрудничеству внештатных переводчиков, редакторов, дизайнеров. Пишите на theoaesthetics.press@gmail.com

У вас есть на примете книги, которые вы хотите видеть изданными? Пишите на тот же адрес!

Наверх