В. Татакис «Византийская философия»

Многие спрашивали, можно ли купить наш перевод книги Татакиса. Отвечаем: на данный момент книга находится в работе, но появилось предисловие, с которым мы приглашаем ознакомиться. Приятного чтения!

I.

Страницы, представляемые ниже, являются Приложением к 3-й книге первого тома «Истории Философии» Эмиля Брейе, который почти в полном объеме посвящен западному Средневековью. Византийской философии уделяется там совсем немного места, поэтому мы посудили уместным рассмотреть ее в том объеме, который она заслуживает.

Миновал век с тех пор, когда византологи начали избавляться от предрассудков, создавшихся в XVIII веке в отношении Византии. В глазах ученых византийский мир предстает теперь в совсем ином свете и вызывает совсем иной интерес, чем прежде.

Греция – Рим – Средневековье – Возрождение, таков маршрут исторического пути, остающийся доныне общепринятым для описания ступеней развития европейской цивилизации. Однако понимание Средневековья, Возрождения, роли славянских и арабских народов в становлении западной цивилизации может во многом обогатиться от знакомства с Византией. Византия – это единственное государство, где можно проследить шаг за шагом, почти без перерывов, процесс превращения язычника в христианина, начавшийся в первые века нашей эры. Не бессмысленно, а очень важно исследование перехода от античного мира к христианскому, т.е. к современному нам миру, перехода, который, по нашему убеждению, является одним из самых драматических этапов развития западного сознания. Таким образом, после Рима нужно сделать остановку в Византии.

«Византийская империя, — говорит Л. Брейе, резюмируя свои взгляды на Византию в целом, —является органическим плодом развития Римской империи, когда та стала христианской и эллинистической; мы видим, что в ней сливаются три фундаментальных элемента европейской цивилизации: эллинизм, римское право и христианство… Византийское общество есть прямое продолжение общества античного. Варварские вторжения, будоражившие Запад, начиная с V-го века, смогли серьезно повлиять на восточное общество только к XV веку… Константинополь сделал для славянских обществ то, что сделал Рим для германских народов». Здесь в немногих словах выражена сущность Византии. Но то, что верно для гражданской и общественной истории, верно также и для истории мысли. Византийская философия – тоже продолжение предшествующего периода. И если это так, неужели можно пройти мимо уникальной возможности, которую греки дают нам, когда позволяют проследить движение мысли с самого начала, из глубокой древности, с самого Гомера, вплоть до XV-го века и до наших дней? Чаще всего мы не отдаем себе в этом отчет и не помним, что эпоха Византии – это один из периодов в истории греческого народа. Наша цель будет состоять в том, чтобы показать характер византийской философии как формы эллинской мысли, христианской формы греческого сознания.

Нужно признать, что при историческом анализе византийской философии, мы не можем опереться на необходимые материалы. Самые характерные мыслители не изучены еще детально и критически. Множество текстов философского содержания остаются неизданными, а результаты филологической работы над уже опубликованными сочинениями далеки от совершенства. Порой нам не известно, какие произведения принадлежат определенному автору, а имеющиеся публикации зачастую не соответствуют меркам критического издания. Но все же мы считаем своевременной и уместной попытку синтеза, учитывая тот интерес, который, как мы сказали, византийский период представляет как сам по себе, так и для понимания развития западной мысли.

II.

Когда начинается византийская философия? Постановка этого вопроса требует прежде ответа на другой вопрос. Наступает ли вообще в философии новый период, отличный в чем-то от предыдущего? Если да, то в чем характерные черты этого нового периода? Часто начало эпохи византийской философии связывают с обращением в христианство императора Константина или с основанием Константинополя. Действительно, первое событие было важнейшим, однако оно открывает новый период для христианства вообще. Что же касается основания Константинополя, то оно не может являться отправной точкой для византийской философии, так как потребовалось еще более века для того, чтобы последствия этого события заявили о себе.

У философской мысли в первые века нашей эры было два источника: эллинизм и христианство. Первый продолжает по-своему развиваться в новом мире, который складывается вокруг него, сохраняя характерные черты эллинской мысли. Однако, хотя он и продолжает эволюционировать, ощущается, что это лишь последний проблеск уходящего мира. Таким образом, именно в христианстве следует искать черты новой философии. Христианство старается представить систематическим и последовательным образом новую веру, усваивая вместе с тем и эллинскую мысль, как по форме, так и по содержанию, в том случае, если греческая мысль не противоречит вере. Очевидно, что эллинистические идеи, даже воспроизводимые буквально, обретают новое содержание, так как они полагаются в основание совсем иного здания. Если смотреть на христианство под таким углом зрения, то с самого начала внутри него можно отметить определенное разделение. С самых первых шагов в нем присутствуют два элемента: то, что позже назовут «Западом», и то, что назовут «Востоком»; они отличаются друг от друга своим отношением к эллинизму и пониманием новой веры. Запад — это произведение латинского ума, Восток —создание ума эллинского. Первый развился в то, что впоследствии получило наименование католицизма, второй — в православие. Православие есть греческое восприятие христианства. Вот, как нам кажется, где проходит демаркационная линия между двумя христианскими мирами. Событие политическое, вторжение варваров на Запад, сыграло решающую роль в формировании облика каждого из этих двух миров. Начиная с VI-го века нельзя уже говорить об эллинизме на Западе, на Востоке же это вполне правомерно. На Востоке эллинистическая цивилизация, не обладая исключительно религиозным характером, вливается в жизнь византийского мира и образовывает в соединении с новыми элементами, привносимыми в него, то, что мы называем византийской цивилизацией. Это же происходит и в области философии. Задолго до закрытия афинских языческих школ философская мысль старается гарантировать себе право входа в христианский мир. Таких попыток мы не находим уже в V и VI веках. После победы над язычеством христианство смогло без большого риска присвоить себе его имущество. Впрочем, для этого оказалось необходимым отыскать это имущество, исследовать его и освободить от языческих черт. Перед нами, если можно так сказать, рождение первого гуманизма. Начиная с VI-го века это оттеняется еще и другой чертой. Удивительно, насколько творческим был тот дух, который подталкивал христианских авторов первых пяти веков к тому, чтобы уточнять свою веру. Перед нами — учителя, на которых не давит авторитет традиции; они – творцы традиции. Начиная же с VI-го века, мы видим перед собою учеников; традиция доминирует над ними все в большей степени. Мысль перестает быть творческой; по крайней мере, можно сказать, она теряет прежний размах. Авторы пытаются идти только вглубь, хотя и не признаются в этом прямо, и исследовать богатства, принятые по наследству. Православие чувствует, что почти полностью сформировалось. Все подводит нас к выводу о том, что для восточного христианства открывается новый период и что в философском отношении это уже полностью византийская эпоха, поскольку философия начинает служить для веры, описывать веру и говорить на темы веры.

Поскольку указанные нами черты начинают прорисовываться с VI-го века, то мы склонны утверждать, что византийский период философии начинается именно с этого времени.

Далее мы постараемся давать насколько возможно более рельефное изображение характерных черт византийской философии. Прежде исследователи больше обращали внимания на сопоставление Востока и Запада, чем изучению философской мысли Византии самой по себе. Мы убеждены в том, что настало время исследовать этот период ради его собственной ценности. Сравнение и выяснение связей и отношений придет позже. Чтобы историк мог приступить к своему труду, необходимо сначала проделать философскую работу.

Тэги: #
Поделиться:
Станьте автором

Присылайте свои работы — лучшие из них будут опубликованы в журнале.

Предложить материал
Подпишитесь на новости
Читайте нас в социальных сетях

Чтобы быть в курсе новых публикаций и ничего не пропустить

Читайте также:
Наверх