Станислав Фалькович

«Диалоги о красоте»

На курсе вы научитесь медленному чтению картин. Приходите, чтобы научиться ясно говорить о переживании и понимании красоты и чтобы найти общее понимание красоты и ее критерии.

1 лекция: Какими глаголами «говорит» красота? Прекрасна ли картина Да Винчи? Зачем в ней пустоты и тёмные места? Разбираемся на первой встрече курса «Диалоги о красоте»/

2 лекция: Рассматриваем картины Х. Сорольи и С. Боттичелли, выясняем у тех, кто считал их красивыми, что это значит. Продумаем гипотезу, что в переживании красоты есть узнавание и тайна (притягательное неизвестное), и, наконец, выясним на примерах, так ли это и как работает

3 лекция: Как нам быть с красотой? как увидеть? Один из ответов, который дают разные культуры — созерцание. На встрече мы практиковали созерцание шедевра средневековой китайской живописи. Практиковали созерцание пассивное и активное, от которого картина наполнилась светом.

4 лекция: На этой встрече мы на деле разбирались, как при смотрении происходит трансформация восприятия. Второй важной темой встречи стала красота, которую мы замечаем краем глаза — и как с этим быть.

5 лекция: Заключительная встреча курса


О чем этот курс

На курсе из пяти семинаров «Диалоги о красоте» говорить будем предметно, глядя на великие картины.

«Если переживание красоты у каждого своё, то что такое красота?» Чтобы ответить на этот вопрос, будем практиковать медленное чтение картин, открываться силе картин, их действию на нас; будем формулировать гипотезы о красоте и тут же их проверять.

Курс практический, азартное участие приветствуется, но просто послушать тоже можно.

Какие предпосылки?

На семинаре с А.В. Пустовитом сильно прозвучал тезис: “Красота у каждого своя.” За этой силой стоит ценность личного, уникального опыта переживания и осмысления красоты и, подозреваю, протест против “универсальных дефиниций” и прочих атрибутов “репрессивной культуры”. Одновременно за этим тезисом — уход от мышления: проблематизацию “что мы тогда называем красотой, если сколько людей — столько содержаний понятия?” участники проигнорировали.
Ситуация мне кажется характерной для нынешнего времени и требующей ответа.

Что делать?

(1) Научиться ясно говорить о собственном переживании и понимании красоты и (2) найти общее понимание красоты, общие критерии: проделать работу синтеза общего из частного. Есть ещё и (3): соотнести результаты работы с существующими эстетическими концепциями.

Для этого:

— На каждой встрече мы рассмотрим одну или несколько картин европейских либо восточных мастеров.
— С помощью сократического диалога, метода герменевтического круга и других технологий понимания разберёмся с тем, что эти картины делают с нами и почему мы считаем эти картины красивыми. Поговорим о личных критериях красоты и их происхождении.
— Повторяя эту работу с разными картинами, найдём повторяющиеся паттерны, сформулируем и проверим гипотезы о том, что такое красота.
— Результаты сравним с известными представлениями о красоте.

Какие результаты будут у курса?

— Индивидуальные: навык строгого рассуждения о важном; навык понимания мысли собеседника; навык понимания произведений искусства; навык рефлексии групповой работы; разработанное и прояснённое представление о красоте.
— Общие: обобщим представления о красоте, получим одну или несколько групп критериев, подходов к определению красоты. Эти результаты можно будет показывать экспертам, проверять как гипотезы в соцопросах и т.д.

Есть ли требования к участникам?

— Готовность слышать других в течение 1.5-2 часов;
— Готовность изменять свою картину мира, включая самоописание, при наличии весомых оснований.

Активно участвовать всем не обязательно, можно послушать — и включиться в работу группы при готовности. Обычно на моих семинарах активно работает значительная часть группы.


Поделиться:
Наверх