Георгий Каприев (род. 1960)
Профессор, доктор философских наук. Преподаватель философского факультета Софийского университета.
C 2002 г. по 2012 г. — президент комиссии «Византийская философия» при Международном обществе исследований по средневековой философии (S.I.E.P.M.). Соучредитель Европейского высшего колледжа по античной и средневековой философии (EGSAMP). Соиздатель «Архива средневековой философии и культуры» и «Bibliotheca christiana».
Преподает философию западноевропейского Средневековья и Ренессанса, византийскую философию, средневековую метафизику. Гостевой профессор целого ряда европейских университетов, от Амстердама до Цюриха.
Автор 20 книг, многочисленных статей, обзоров и переводов.
Лауреат болгарской национальной премии «Пифагор» для признанного ученого в области гуманитарных и социальных наук (2020 г.).
Под «византийской философией» я понимаю — в более узком смысле — философские тенденции, отличные от западных традиций более всего тем, что они сильнее акцентируют динамику бытия. В качестве первого объекта философского размышления они утверждают не сущность, субстанцию или сущее как таковое, а его реальность, его действия и движения, и в этом смысле — его существование, через которое только и может познаваться его сущность. Это особенную нюансировку сердцевинной метафизической проблематики я считаю специфическим вкладом Византии в философскую культуру.
***
Среди многих вопросов, которые ставят перед сегодняшними исследователями Восточная римская империя и ее культура, стоит и вопрос о начале так называемого византийского периода. Проблема возникает в силу того факта, что у Византии не было предыстории или ранней истории в том смысле, в каком эти понятия употребляются применительно к западному Средневековью. В отличие от культуры латинского Запада, византийская культура берет начало не в каком-либо цивилизационном кризисе, а рождается как некатастрофическое переживание античного культурного космоса, имеющего своим ядром христианское мировоззрение.