Ханс Урс фон Бальтазар и Православие

Наши европейские коллеги из издательства Johannes Verlag и организации The Balthasar Archiv предоставили по нашей просьбе редкие архивные материалы, посвященные очень важному для нас эпизоду из жизни Ханса Урса фон Бальтазара, о котором знают немногие и в основном из косвенных источников. 

Воскресным днем, 28 марта 1965 г., в Базеле, по улице Мюнстерплац 4, Х.У. фон Бальтазар был удостоен Золотого Креста святой горы Афон. 

По поручению Вселенского Патриарха Константинопольского Афинагора (Спиру), архимандрит Стилиан Харкианакис вручил швейцарскому богослову высокую награду в знак признания важности и исключительности его трудов в изучении греческих Отцов Церкви. Вместе с наградой, архимандрит Стилиан передал Бальтазару сердечное приветствие от всего монашеского сообщества Афона и благословение Патриарха.
Данная награда была учреждена по случаю тысячелетия существования греческо-православной монашеской республики Афон и выдается за достижения в области изучения истории и теологии Восточной Церкви.

Мы нашли архивные документы, фотографию того самого креста и попросили сотрудника фонда «Теоэстетика» Олега Давыдова прокомментировать такое внимание православного мира к личности и творчеству швейцарского теолога.


Из Vaterland, Люцерн. Вторник, 30 марта 1965 г.

Награда швейцарскому теологу

В воскресенье Восточная Церковь чествовала швейцарского теолога: доктор Ханс Урс фон Бальтазар получил Золотой Крест святой горы Афон в качестве награды за свои заслуги в области истории и теологии Православной Церкви, а также за вклад в экуменический диалог. Данная награда была учреждена по случаю тысячелетнего юбилея греко-православной монашеской республики Афон.

По поручению Вселенского Патриарха Константинопольского Афинагора архимандрит доктор Стилиан Харкианакис отправился в Базель и вручил Золотой Крест Бальтазару, выдающемуся теологу и религиоведу в качестве признания важности его исследований, в первую очередь его трудов о греческих отцах Церкви, а также за открытие, новое прочтение и истолкование богословского и философского наследия таких богословов, как Ориген, Григорий Нисский и Максим Исповедник. Вдобавок к награде архимандрит Харкианакис передал Бальтазару сердечное приветствие от всего монашеского сообщества Афона и благословение Патриарха, а также пожелал Бальтазару успехов в его дальнейшей деятельности на духовном поприще в духе космической литургии [Примечание переводчика: здесь игра слов: «духовное поприще» — «в духе». «Космическая литургия» — название одного из трудов Бальтазара].

Ханс Урс фон Бальтазар в свою очередь отметил заслуги своего друга и учителя Анри де Любака, известнейшего французского теолога, пробудившего у очень многих религиоведов, в том числе и у самого Бальтазара, интерес к данной области богословских исследований. Оказанную ему часть Бальтазар воспринимает в первую очередь как обязательство или миссию – активно работать над диалогом в той сфере, где пересекаются и взаимно обогащают друг друга так много различных течений, и способствовать тому, чтобы контакты между Востоком и Западом продолжали расширяться и углубляться.


Из Basler Nachrichten. Вторник, 30 марта 1965 г.

Согласно информации, взятой нами из Basler Volksblatt, католическому теологу доктору Хансу Урсу фон Бальтазару в Базеле была вручена награда – «Золотой Крест святой горы Афон» — как знак признания важности и исключительности его трудов о греческих отцах Церкви. Данная награда была учреждена по случаю тысячелетия существования греческо-православной монашеской республики и выдаётся за достижения в области изучения истории и теологии Восточной Церкви.




Олег Давыдов:

В восточном и западном богословии в XX веке происходили глубинные процессы, которые можно охарактеризовать как обращение к Отцам. Если в православии это движение получило название «неопатристического синтеза», то в католическом мире возникло аналогичное движение «Ressourcement» (фр.- возвращение к истокам). На Западе причиной этого стало стремление группы молодых богословов преодолеть выдохшиеся и превратившиеся в механическое повторение формы школьного богословия.

Эти богословы, среди которых был и молодой Ханс Урс фон Бальтазар, устремились к мудрости греческих Отцов. Бальтазар написал несколько замечательных книг, посвящённых богословию Отцов. На русском языке в этом году вышло переиздание его великого труда «Космическая литургия», посвященной богословию прп. Максима Исповедника.
Но не только интерес к патристике демонстрирует теснейшую связь Бальтазара с православием. Он очень хорошо знал и понимал русскую религиозную философию, открывшую миру новые грани православия как живой, иногда неоднозначной мысли, дающей ответы на вызовы современности. Бальтазар воздал должное Владимиру Соловьеву и его «умению объединить все частичные истины в одном видении». Он посвятил ему многие страницы в своей трилогии, поставив Соловьёва в один ряд с Аквинатом. Богословие о. Сергия Булгакова тоже было в сфере внимания Бальтазара, в особенности тема кенозиса.

Поэтому чем больше мы будем приближаться к богословию Бальтазара, тем лучше будем узнавать самих себя.

Поделиться:
Станьте автором

Присылайте свои работы — лучшие из них будут опубликованы в журнале.

Предложить материал
Подпишитесь на новости
Читайте нас в социальных сетях

Чтобы быть в курсе новых публикаций и ничего не пропустить

Читайте также:
Наверх