Анастасия Медведева

«Библия и ирония: как быть?»

Курс посвящён введению в проблематику библейской иронии и состоит из пяти встреч, порядок которых ориентирован на знакомство слушателей с состоянием темы в современной русской культуре.

Курс в скором времени будет доступен, мы обрабатываем для вас записи лекций.


Вопрос о месте иронии в сакральных текстах имеет напряжение на разных уровнях своего рассмотрения. Является ли факт присутствия иронии в Священном Писании только лишь выразительным средством языка? Возможно ли ироничное поведение положительных библейских персонажей или даже Самого Бога? Есть ли какие-то достоверные признаки, по которым можно судить о наличии в отдельно взятом сюжете иронии? Возможно ли корректно считывать иронию в текстах, столь далеко отстоящих от нас в культурно-историческом и языковом пласте? Как быть, если ирония возникает не между героями библейских сюжетов, а между автором и героями? И как быть, если ирония возникает между автором и читателем? А что если читатель начинает «вчитывать» в текст собственные значения и видеть иронию там, где её изначально не могло быть – продолжает ли это задачи текста или опрокидывает их? Что, в конце концов, мы называем иронией и почему в связи с этим понятием возникает столько вопросов?

Курс посвящён введению в проблематику библейской иронии и состоит из пяти встреч, порядок которых ориентирован на знакомство слушателей с состоянием темы в современной русской культуре.

Встреча первая.
Что такое ирония, как по-разному её понимали на протяжении истории христианства и до наступления христианской эры. На лекции будут привлечены классические дефиниции понятия; обозначены ключевые авторы от Аристотеля до наших дней; рассмотрены наиболее выразительные примеры, функции и механизмы образования иронии в них. В частности, попытаемся понять, почему ирония – это не всегда смешно и где вообще пролегают границы комического.

Встреча вторая.
Попытки исследовать иронию в Св. Писании в истории культуры. «Академическая библеистика», основные направления работ и ключевые авторы. Библейские книги и сюжеты, наиболее часто привлекаемые в свете иронической проблематики.

Встреча третья.
Патристическая экзегеза. Наиболее известные святоотеческие комментарии, указывающие на иронию в библейских текстах. А бывало ли смешно святым, читающим Св. Писание? Может ли ирония быть инструментом экзегезы? Как святоотеческое понимание иронии соотносилось с классическим?

Встреча четвёртая.
Теология смеха, антифразис и антиповедение. Комизм, осмеяние, поругание, юродство и смежные явления в христианской культуре. Вопрос «Смеялся ли Христос?» и русская академическая традиция. Ирония как инструмент и как метапозиция. «Оскорбление религиозных чувств». Рассмотрение типовых библейских сюжетов — ироничных и при этом иногда совсем не смешных.

Встреча пятая.
Как не «вчитывать» в текст то, чего в нём наверняка нет. Примеры образования ироничных смыслов в славянских переводах библейских текстов. Примеры обогащения экзегезы ироническим прочтением без ущерба для «классического» понимания текста. Примеры иронии в богослужебных текстах.


Поделиться:
Наверх