Александр Пустовит

«Александр Пушкин и западноевропейская философская традиция»

Курс А. Пустовита, посвященный историко-философскому анализу интеллектуального контекста творчества Александра Пушкина.

ЛЕКЦИЯ 1.

“Ум ищет божества…”: эволюция религиозно-философских воззрений Пушкина от французского скептицизма к немецкому идеализму. Эпикур в рецепции французов XVIII века. Пушкин и Вольтер. Скептицизм юного Пушкина: ирония, пародия, атеизм. Пушкин и Паскаль. Поворот к христианству. От классицизма к романтизму: по направлению к немецкой классической философии. Зрелое творчество Пушкина как воплощение principium coincidentiae oppositorum.

ЛЕКЦИЯ 2.

Пушкин и классическая немецкая философия. Антиномизм Канта и Пушкина.

Пушкин и Шеллинг: прекрасное как воплощенное в конечном бесконечное. Пушкин и Гегель: диалектическая природа сонатной формы (“Евгений Онегин”, “Моцарт и Сальери”, “Медный всадник”). Структура и симметрия сонатной формы. Композиция трагедии “Моцарт и Сальери”. Композиция поэмы “Медный всадник”. О смысле сонатной формы: Пушкин, Достоевский, Чехов.

ЛЕКЦИЯ 3

“Всемирная и гармоническая” образованность Пушкина и Гете. Гениальность как синтез двух типов мышления. Пушкин-драматург. Особенность творческого метода Гете и Пушкина. Философский потенциал драматургии.

Пушкин-историк. Гете и Пушкин — “художественные философы”. Пушкин, Моцарт, Гете.

ЛЕКЦИЯ 4.

Предшественники и современники Пушкина. К проблеме “Пушкин и античность”. Пушкин и Гераклит: проблема движения. Пушкин и Аристотель: концепция наивысшего счастья. К проблеме “Пушкин и Данте”. Пушкин, Монтень, Шекспир. Театральность трагедии Пушкина. “Моцарт и Сальери”. Философская проблематика “Гамлета” в рецепции Пушкина. Пушкин, Байрон, Мюссе: к вопросу о поэзии и нравственности. Эстетика Пушкина как синтез противоположных концепций прекрасного.

ЛЕКЦИЯ  5.

“Странные сближения”: Пушкин и будущее. Пушкин, Киркегор, Бог: бесчестит ли пародия? Объективность пушкинской иронии. Артистизм Пушкина и поэзия нонсенса.

Пушкин и Юнг: “Душа в заветной лире”. Фрактальность в поэзии. Масштабная инвариантность. Фрактальность пушкинской композиции и закон золотого сечения: “Моцарт и Сальери”, “Медный всадник”, “Не дорого ценю я громкие права…”

Поделиться:
Наверх