Александр Филоненко

«Сердце мира: введение в мысль Ханса Урса фон Бальтазара»

Александр Филоненко впервые прочитает свой курс, обращенный к фигуре и творчеству выдающегося интеллектуала XX века — Х.У. фон Бальтазара.

«Богословская симфония» Ханса Урса фон Бальтазара (1902 – 1988 г.) необъятна. Влияние его мысли на богословие не только трудно переоценить, но и совершенно немыслимо проследить, поскольку оно все явственнее определяет будущее христианской мысли. Короткое введение в его мир будет построено вокруг раннего шедевра, «Сердца мира», духовное содержание которого содержит в себе интуиции всех будущих томов. Через пятьдесят лет после написания, за несколько дней до смерти, Бальтазар констатирует: «Тот, кто чутко вслушивается, способен, как и тогда, расслышать в грохоте нашего мира равномерное биение Сердца – возможно именно потому, что, чем сильнее мы пытаемся заглушить это биение, тем спокойней, упорнее и вернее оно напоминает о себе». В пяти встречах мы попробуем прислушаться к вести этой небывалой книги, чтобы найти ключ к бесконечному пространству мысли Бальтазара, в котором теоэстетика была узнана как «первое богословие».

Лекция 1. Кем был Ханс Урс фон Бальтазар

Бальтазар, влиятельнейшая фигура на духовном и интеллектуальном ландшафте ХХ века, остается почти неизвестным в целостности своей титанической работы. Лекция предлагает опыт предварительной ориентации в его жизни и мысли, в соотнесении их с православной мыслью.

Лекция 2. Сердце мира: Царство

Опыт совместного прочтения «Сердца мира», ранней работы Бальтазара, поможет выделить те лейтмотивы его мысли, которые разовьются в его зрелой богословской «системе». Будем читать ее первую часть, «Царство».  

Лекция 3. Сердце мира: Страдание

Опыт совместного прочтения «Сердца мира», ранней работы Бальтазара, поможет выделить те лейтмотивы его мысли, которые разовьются в его зрелой богословской «системе». Будем читать ее вторую часть, «Страдание».  

Лекция 4. Сердце мира: Победа

Опыт совместного прочтения «Сердца мира», ранней работы Бальтазара, поможет выделить те лейтмотивы его мысли, которые разовьются в его зрелой богословской «системе». Будем читать ее третью часть, «Победу».  

Лекция 5. Введение в теоэстетику.

Теоэстетика — первое богословие и начало мысли, по Бальтазару, будет раскрыта как цветение тех интуиций, что раскрылись в «Сердце мира». Мы попробуем рассмотреть возможности и трудности теоэстетики и проследить ее связи с теодрамой и теологикой, из которых образована его богословская симфония.


Поделиться:
Наверх